Продукция

 

Минфин РФ на ближайшие месяцы откажется от покупок валюты на нефтегазовые сверхдоходы

Москва, 3 авг - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ не планирует в ближайшие месяцы закупать валюту на ожидаемые нефтегазовые сверхдоходы, как предписывает бюджетное правило.
Об этом 2 августа 2023 г. сообщили Ведомостям со ссылкой на источники близкие к Минфину и правительству РФ.
Нефтегазовые сверхдоходы вернутся?
Дополнительные средства от продажи нефти и газа, как ожидается, будут получены в августе 2023 г., их объем источники не приводят.
Решение не закупать валюту принято из-за ослабления рубля, поскольку это оказало бы ненужное дополнительное давление на курс.

Сверхдоходы собираются направить на финансирование дефицита бюджета, что позволит замедлить темпы использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Возобновления закупки валюты по бюджетному правилу не ожидается до конца 2023 г.
Бюджетное правило
Бюджетное правило регулирует операции по покупке и продаже валюты Минфином в зависимости от цен на нефть.
Действовавшая в 2018-2022 гг. версия бюджетного правила предполагала покупку валюты в ФНБ при ценах на нефть сорта Urals выше базовой цены.
После введения западных санкций, большая часть накопленных в ФНБ средств в недружественных валютах была заморожена.

Бюджетное правило было приостановлено и запущено в 2023 г. в новом формате - без базовой цены нефти сорта Urals, а с рассчитываемым Минфином базовым уровнем нефтегазовых доходов за каждый месяц.
По модифицированному правилу, Минфин с помощью ЦБ закупает в ФНБ юани и золото в ситуациях, когда доходы превышают установленный на месяц базовый уровень.
В обратном случае резервы продаются на величину разницы между фактическими поступлениями и базой.

Согласно новой конструкции бюджетного правила, объем нефтегазовых доходов в 2023-2025 гг. зафиксирован на уровне 8 трлн руб./год, а начиная с 2026 г. эта сумма будет индексироваться на 4%/год.
Минфин РФ заверяет, что несмотря на снижение нефтегазовых доходов, их месячная динамика постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню.
В 1м полугодии 2023 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 3,382 трлн руб., снизившись на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., что связано с эффектом высокой базой, снижением котировок цен на нефть Urlas, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.
Министерство считает, что уточнение механизма определения налоговой базы нефтяных налогов и сокращение ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений во 2м полугодии 2023 г.
В целом за 1е полугодие 2023 г.:

    объем доходов федерального бюджета снизился на 12% и составил 12,381 трлн руб. (план на 2023 г. - 26,13 трлн руб.),
    объем расходов федерального бюджета вырос на 19,5%, до 14,976 трлн руб. (годовой план - 29,056 трлн руб.),
    дефицит составил 2,595 трлн руб. против профицита в объеме 1,482 трлн руб. за аналогичный период 2022 г. (ожидаемый дефицит на 2023 г. в целом - 2,925 трлн руб.).


Покупка/продажа валюты
Минфин РФ публикует ожидаемый размер нефтегазовых доходов и данные о покупке/продаже валюты в рамках бюджетного правила на очередной период в 3й рабочий день каждого месяца.
Т.е. выход очередных данных ожидается 3 августа 2023 г.
5 июля 2023 г. Минфин сообщал, что в июле 2023 г. ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в размере -4,546 млрд руб.
По итогам июня 2023 г. отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов составило -30,347 млрд руб.
Таким образом, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, составляет 34,893 млрд руб., объем продажи юаней в период с 7 июля 2023 года по 4 августа 2023 г. составляет в рублевом эквиваленте 1,7 млрд руб./сутки.

Операции по покупке/продаже ликвидных активов в пределах дополнительных/недополученных нефтегазовых доходов в рамках бюджетного правила Минфин РФ возобновил в январе 2023 г.:

    в январе 2023 г. - 54,5 млрд руб.,
    в феврале - 160,2 млрд руб.,
    в марте - 119,8 млрд руб.,
    в апреле - 74,6 млрд руб.,
    в мае - 40,4 млрд руб.,
    в июне - 74,6 млрд руб.,
    в июле - 34,9 млрд руб.


Более того, на фоне ослабления рубля ЦБ с 1 августа начал дополнительно продавать валюту из ФНБ.
Операции, которые проводились в течение года, были ограничены объемом выпадающих доходов бюджета.
21 июля 2023 г. Банк России решил увеличить продажи на сумму инвестиций из ФНБ.
Банк России установил лимит для таких операций на уровне 300 млрд руб. за полгода.
В случае если фактический объем инвестирования ФНБ за отчетный период превышает указанное значение, величина превышения переносится для зеркалирования в последующие периоды.
Этот объем продажи не будет занижаться на сумму полученных сверхдоходов.
Курс рубля
Рубль слабеет с начала 2023 г., с начала лета этот процесс ускорился.
В июне российская валюта потеряла порядка 10% по отношению к доллару, в июле - еще 2,3%.
2 августа 2023 г. рубль значительно просел, опустившись до:

    94 руб./долл. США впервые с 28 марта 2022 г.,
    103 руб./евро, обновив показатель марта 2022 г.,
    13 руб./юань впервые с апреля 2022 г.

Глава Минфина РФ А. Силуанов связывал ослабление рубля прежде всего с торговым балансом.
ЦБ пояснял, что это происходит преимущественно на фоне сокращения поступлений иностранной валюты по каналу российского экспорта.


Автор: Е. Алифирова
Источник: Neftegaz.RU

03.08.2023, 153 просмотра.